Авторизация

Карта сайта

Последние поступления

«Уже й гуляю по цім Аралу і пишу…»: к 170-летию окончания Аральской экспедиции

     170 лет назад, 31 октября 1849 года завершилась знаменитая научная экспедиция на Аральское море, в задачи которой входило выполнение топографической съемки и замеры глубин для дальнейшего составления карт, сбор сведений о природных ресурсах, условиях и возможностях организации судоходства. Во главе экспедиции стоял капитан-лейтенант Алексей Иванович Бутаков – опытный морской офицер, ученый-географ, путешественник. В составе экспедиции находился Тарас Шевченко, выполнивший за время похода большое количество рисунков, отразивших особенности моря и береговой линии, а также культуру и быт казахов.

Подробнее...
Международный Фестиваль украинского народного творчества в Нур-Султане

     26 октября 2019 года в столице Республики Казахстан городе Нур-Султане состоялся Четвертый Международный фестиваль украинского народного творчества «Ми разом, ми одна сім’я», организованный Объединением юридических лиц «Рада украинцев Казахстана». В фестивале приняли участие творческие коллективы, представлявшие республиканские областные украинские этнокультурные объединения из Нур-Султана, Акмолинской области, Актау, Актобе, Атырау, Костаная, Петропавловска, Тараза, Уральска, Усть-Каменогорска, а также из Екатеринбурга и Омска (Россия), и специальный гость, член жюри фестиваля – солистка Черкасской областной филармонии Галина Боровицкая (Украина).

Подробнее...

Календарь публикаций

Ноябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1

     170 лет назад, 31 октября 1849 года завершилась знаменитая научная экспедиция на Аральское море, в задачи которой входило выполнение топографической съемки и замеры глубин для дальнейшего составления карт, сбор сведений о природных ресурсах, условиях и возможностях организации судоходства. Во главе экспедиции стоял капитан-лейтенант Алексей Иванович Бутаков – опытный морской офицер, ученый-географ, путешественник. В составе экспедиции находился Тарас Шевченко, выполнивший за время похода большое количество рисунков, отразивших особенности моря и береговой линии, а также культуру и быт казахов.

     Поскольку Шевченко проходил военную службу в Орской крепости в качестве наказания за свои общественно-политические взгляды, высочайшим указом ему было запрещено «брать в руки перо и карандаш». Но А. Бутаков лично выхлопотал перед начальством разрешение на включение Шевченко в состав участников похода, поскольку для научных целей было необходимо с максимальной точностью «снимать», т.е. зарисовывать окружающие виды.

     Экспедиция началась 11 мая 1848 г., когда снаряженный караван из более 1,5 тысяч повозок и нескольких сотен человек отправился из Орской крепости в крепость Раимскую, основанную незадолго до этого в устье реки Сырдарья. 19 июня караван достиг своей цели, пройдя по степи и полупустыни почти 750 км. Шевченко наравне со всеми участниками стойко перенес все тяготы изнуряющего перехода, проделав путь пешком (караван сделал более 30 дневных переходов). Уже в дороге Шевченко делал первые рисунки –  «Джангыс-агач», «Укрепление Иргиз-кала», «Пожар в степи», «Дустанова могила», «Дневание экспедиционного табора в степи» и др. Тогда же рождается замысел, наверное, самого знаменитого стихотворения аральского периода «У Бога за дверями лежал топор», окончательно воплощенный уже в Раиме. В его основе – впечатления поэта от встречи в степи с одиноким деревом, которое казахи почитали как святое.

     Из Орской крепости экспедиция привезла с собой в разобранном виде два корабля – «Константин» и «Николай». На Раимской пристани еще почти пять недель продолжалась подготовка к плаванию и, наконец, 25 июля 1848 г. шхуны были спущены на воду, через два дня достигли острова Косарал и 30 июля «Константин» вышел в море – так началась морская часть экспедиции. В общей сложности в Раиме за все время похода Шевченко находился с перерывами несколько месяцев, но это место сыграло значительную роль в его творчестве. Здесь было написано немало стихов, созданы несколько рисунков, навсегда сохранивших для истории внешний вид и окрестности небольшого форта.

     Два месяца продолжались исследования – съемка и промеры глубин у разных берег, открыта и описана группа островов. Шевченко пишет акварели с видами большинства из них – «Остров Куг-Арал», «Мыс Бай-Губек», «Крутой берег Аральского моря», «Берег острова Николая» и многие другие. В конце сентября команда вернулась на остров Косарал, где с октября 1848 года началась длительная зимовка. На острове был также устроен небольшой форт примерно на 50 человек, размещались база для экспедиции и рыболовная ватага. Шевченко провел здесь осень и зиму с сентября 1848 года до конца января 1849 года, а также находился во время непродолжительных перерывов в дальнейших плаваньях. На зимовке, в Раиме и на Косарале, Шевченко работал над акварелями, посвященными повседневной жизни и быту местного населения – казахам-кочевникам. Возможность лично и подробно познакомиться с ними вызвала искренний интерес художника. Так появились выразительные акварели «Казахи около огня», «Казахский мальчик разжигает трубку», «Казахи в юрте», «Казахская стоянка на Кос-Арале», «Казах на коне» и другие. Именно на Косарале была создана значительная часть рисунков, написаны более 70 стихотворений, что позволило известному шевченковеду Леониду Большакову считать, что «Косарал явился настоящей творческой мастерской художника».

     После семимесячной зимовки, с начала мая и до конца сентября 1849 года проходила второе плавание по Аральскому морю. В этот период Шевченко продолжает работать по заданию экспедиции, создавая в основном рисунки с географической тематикой – «Остров Чикита-Арал», «Остров Чекан-Арал», «Полуостров Бусай», «Кызыл-Булак» и др.

     10 октября экспедиция покинула Раим и двинулась в обратный путь. Завершился Аральский поход 31 октября 1849 года возвращением в Орскую крепость, а затем в Оренбург, где Шевченко по личной просьбе А. Бутакова было разрешено временно поселиться «для окончательных работ по описи Аральского моря». Здесь художнику удалось завершить немалую часть эскизов и зарисовок, начатых в степных походных условиях, составить альбом пейзажей Аральского моря. Капитан А. Бутаков даже ходатайствовал о присвоении Шевченко звания унтер-офицера за заслуги во время похода, но безуспешно.

     Всего в «аральский цикл» Шевченко входит более 170 рисунков, которые исследователи разделяют на несколько групп в соответствии с периодами и условиями их создания. Также рисунки можно условно разделить на две большие тематические группы – «географические» и «историко-этнографические». В отношении последних интерес Шевченко был обращен к святым местам и древним погребениям («Джангыс-агач», «Дустанова могила», «Укрепление Раим», «Могила Мула-Доса-Мал на полуострове Куланды», «Ак-Джулпас») и повседневной жизни казахов (более 20 рисунков).

     Рисунки Шевченко выполнены с фотографической точностью, поэтому имеют не только художественно-эстетическое, но и огромное научное значение как уникальный, неповторимый памятник Аральскому морю, большинство частей которого уже, к сожалению, исчезло. Рисунки зафиксировали не только виды моря, его береговые линии, острова и полуострова, устье Сырдарьи, но также портреты и быт участников экспедиции, жизнь местного населения.

     Многие исследователи творчества Шевченко отмечают, что его художественная техника в аральский период приобретала новые черты, мастерство рисунка совершенствовалось. Особенно большое внимание Шевченко уделял композиции, масштабам и деталям, что было очень важно для научных задач экспедиции, когда было необходимо как можно точнее показать линию берега, его структуру, горные породы, характер заливов, мест стоянок и другие географические и даже геологические особенности. Но особенно захватывающим у Шевченко получалось аральское небо, которые становилось отдельным объектом для наблюдений, передавалось в разных цветах, в динамике, создавая особенно глубокие образы, впечатления и настроения. 

     Некоторые акварели выполнены в классической академической манере и по праву занимают достойное место в истории мировой живописи. Художник смотрел на окружающие ландшафты как бы отстраненно, стараясь фиксировать все увиденное беспристрастно, отсюда высочайший уровень реализма. В походных условиях Шевченко не обладал большими техническими средствами, поэтому сосредотачивался не на эффектных приемах передачи, а на максимальной точности, четкости, совершенстве форм и гармоничности увиденного. Особенно высокое мастерство он проявил в передаче явлений природы – воды, гор, скал, растений, животных, как в исполнении карандашом, так и в цвете акварельных красок.  

     По всей видимости, Арал занял важное место в жизни Шевченко. Упоминания о походе нередко встречаются в письмах мастера к разным респондентам. Например, княжне В. Репниной: «Много есть любопытного в киргизской степи и в Аральском море… Лето проходило в море, зима в степи, в занесенной снегом джеломейке вроде шалаша, где я, бедный художник, рисовал киргизов…» (14 ноября 1849 г.); поэту В. Жуковскому: «Был я по долгу службы в киргизской степи и на Аральском море, при описной экспедиции, два лета, видел много оригинального, еще нигде не виданного...» (январь 1850 г.). Также свои воспоминания об Аральском походе, а особенно подробное описание Раимской крепости Шевченко использовал в знаменитой повести «Близнецы», написанной позднее, в 1855 г., уже в период его пребывания на Мангышлаке.  

     По результатам экспедиции А. Бутаковым в 1850 г. были подготовлены первая карта и навигационно-гидрографическое описание, с 1853 г. организовано судоходство, позднее началось системное изучение геологии, флоры и фауны далекого региона. Тарас Шевченко стал первым художником, который сохранил и передал уникальность Аральского моря и живущих на его берегах людей.            

Денис Черниенко, фото автора

   А. Бутаков, Т. Шевченко, А. Макшеев - участники Аральского похода

   Карта Аральского моря, составленная по итогам экспедиции А.И. Бутакова

   Шевченковский уголок в Краеведческом музее г. Аральска

   Шевченково слово - в культурном наследии Казахстана

   Вид на современный поселок Раим и Раимское озеро

   Место бывшей Раимской крепости на вершине холма

   Вид на современную реку Сырдарья с вершины Раимского холма

   Памятный знак в честь Шевченко на вершине Раимского холма

   У подножья Раимского холма, старое русло Сырдарьи и место бывшей пристани

   Сегодня на месте Аральского моря - пустыня

   Памятный знак о пребывании Шевченко на Косарале (место бывшего острова)

   Современное Малое Аральское море

   "Корабли пустыни" в современном Приаралье

Материалы разделов

Кто онлайн

Сейчас 60 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Подписка